Прежде всего, хочу выразить искреннюю благодарность Сергею за то, что он делает.
Как обещал, немного про Смену: как она себя показала на Скитульце и некоторые выводы.
Оставшись в прошлом году без призов на Скитульце в классе Н2М, много думал, почему такое произошло. Как и положено члену экипажа двойки, выводов сделал два: неоптимальное судно и неоптимальный напарник (который, разумеется, пришел к тем же заключениям :), так что сейчас выступили мы более или менее успешно в одиночных классах). Экипаж Н2М, представлявший команду Агентства Венгрова в этом году - отдельная песня, что же касается лодки, теоретические размышления привели к идее наиболее длинной (=> наименьшее поперечное сечение) наиболее узкой (=> минимальное сопротивление этого поперечного сечения и максимальная эффективность гребли) и с высоким давлением (=> жесткость, реализующая эффективное минимальное сечение) лодки, и выбор оказался однозначным - Смена 2.
Практика теорию полностью подтвердила - Смена пришла первой в классе, обогнав второе место в Н2М больше чем на полчаса, и всего на 3.5 минуты отстав от абсолютного (неоднократно кстати) рекордсмена трассы на специально доработанном и безжалостно эксплуатируемом каркаснике.
Отзывы экипажа - нет, Экипажа - также подтвердили неоспоримое преимущество Смены над "обычной" Н2 в мореходности, удобстве гребли (за счет меньшей ширины) и обитаемости (следствие "вертикальных" узких баллонов - фирменная фишка, обеспечивающая к тому же и жесткость).
Допустим, у вас в планах не значится захватить мир или занять 1 место на Скитульце - в какой ситуации вы можете выбрать Смену?
Прежде всего, конечно, если вы берете Н2 в примерно равную вам по силам группу на каркасниках независимо от типа реки (я рассматриваю "байдарочные туристские" реки, а не http://www.youtube.com/watch?v=TWqaQFFCMb4, впрочем, если на видео - ваш уровень, то сами понимаете). При этом
- Смена не уступает каркасникам на прогонах
- Смена лучше каркасника на камнях и не хуже на редкой большой воде.
Второе - если предполагается преимущественный сплав по гладкой воде (равнинные реки, озера) в надувной компании - у вас может возникнуть разумная мысль сэкономить силы, убрав неэффективную греблю на неэффективном судне, либо, к примеру, компенсировать некоторый недостаток физической формы.
Третье - поход выходного дня, когда вы ограничены временем сборки+дистанции+разборки.
В какой ситуации Смена проиграет "обычному" Н2? Пожалуй, только в сочетании гребцов без поставленной техники (скажем, у вас за плечами нет сезона в слаломнике, либо уверенного Кавказа на каяке) и безводных каменистых порогов: меньшая ширина ведет к чуть меньшей устойчивости при проезде порогов абы как, и, соответственно, к большему риску переворота, чем на плоскодонке - хотя, конечно, каркасник уступит еще сильнее.